Сергей Лаврентьев: И когда пустые прилавки, талоны на носки и водку, какая там демократия? И все это вместе получается, что «виноват» был Горбачев
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Политолог Сергей Лаврентьев участвовал в выборах президента РФ в 1996 году, когда Борис Ельцин шел на второй срок, а Михаил Горбачев решил вернуться в большую политику, выставив свою кандидатуру на пост президента. Сергей Лаврентьев был доверенным лицом Горбачева в Башкирии.
На вопрос, о чем он подумал, услышав новость о смерти Горбачева, политолог заметил, что закончился его тяжелый и длинный путь на этой бренной земле.
— У него было все в биографии: блестящий взлет, всенародная любовь и восхищение во всем мире, потом пережил личное горе, потерю любимого человека и ненависть своих сограждан, которые не могли простить несбывшихся надежд и обещаний политики перестройки.
По его словам, та политика трансформаций, которую начал Горбачев в конце 80-годов продолжается до сих пор.
— Продолжается мучительно, не всегда последовательно, иногда мы видим ситуацию, когда «шаг вперед – два шага назад». Но в этом, наверное, тот исторический путь России, столь сложные трансформации, которые необходимо провести не только в стране, но и в сознании людей, их восприятии и мировоззрении.
Лаврентьев заметил, что сотрудничал с Горбачевым раньше, с попытки перестройки КПСС.
— Готовились к съезду. На съезде была создана программная комиссия. Надо было написать новую программу партии, отвечающую времени. Меня включили в комиссию по программе в результате активной работы парткома башкирского университета, где я был секретарем. Включили. Даже выступал на июльском пленуме. Мне дали слово. Дали слово после Лигачева (Егор Лигачёв, в 1985-1988 гг. секретарь ЦК КПСС по вопросам идеологии). Это тогда Лигачев сказал, что «партия проживет без генерального секретаря, но может ли генсек быть без партии?». Я сидел рядом с Евгением Примаковым. Говорю: «вроде должны дать – не дают» (слово – ред.), не предупреждают, текст не смотрели. Я вообще удивился, по тем традициям, что были здесь у нас в республике: тут десять раз поправят-отредактируют. А здесь никто ничего не смотрел. А мне дают (слово – ред.). Выхожу на трибуну. Это был жаркий июль. А накануне Ельцин издал указ о запрете партийных организаций КПСС на промышленных предприятиях. Я как раз эту тему взял. Говорю: в принципе можно критиковать, но давайте идти от факта, может, это вернет практику работы на территории с населением, ведь там люди живут и отдыхают. На производстве они работают – там есть дирекция и администрация. Все было опубликовано в «Правде». В перерыве первый секретарь башкирского обкома, как и все, ко мне не подходят. Пленум закончился. Горбачев уехал на следующий день в Форос. А в августе было то, что было…
Лаврентьев объяснил, почему участвовал в избирательной кампании Горбачева в 1996 году. Он описал предвыборный визит экс-генсека в Башкирию.
— Когда КПСС была запрещена, думал, что левая составляющая должна была быть. Мы активно участвовали в формировании российского социал-демократического союза. Интересная вещь: вроде Горбачев – известный политик, понятно, что не на подъёме, но коль он решил вернуться, просто из уважения к нему… а здесь ни шатко, ни валко. А тогда ему предлагали поделить КПСС на демократическую и ортодоксальную, но не пошел, в результате получил…
Он заметил, что визит Горбачева было сложно сорвать в силу закона о президенте СССР.
— Ему были обязаны предоставить площадку, сопровождение, охрану… все формальное соблюдалось, но препоны – я не представлял, что так может действовать власть в ельцинской демократической России…
По словам политолога, препоны Горбачёву были всюду.
— Например, до Уфы он был в Казани. Расписание было понятно, когда самолет с Горбачевым прилетает в Уфу. Наш штаб был информирован, была составлена программа пребывания Горбачёва, его выступления на телевидении, встречи с журналистами, избирателями в ДК «Юбилейный» и так далее. Но начались «чудеса» с того, что самолет прилетел из Казани на час раньше. Мы тогда еще не приехали в то время. Но в конечном итоге я приехал, успел, подождали машину сопровождения, поехали в гостиницу, он был с Раисой Максимовной. И вдруг мне телефонный звонок: «ДК «Юбилейный» опечатан пожарной охраной». Народ собрался на улице. Много людей. Что делать? Сказал, под свою ответственность — рвать бумажки и открывать двери. Свет, микрофоны включили, народ зашел, зал полон. Прошли дискуссии. Были «подсадные утки«», выступавшие с позиции критики и неприятия Горбачева. Но он держал удар. Потом встреча в разных радиостудиях и редакциях газет — все это нормально. Но вечером эфир в студгородке авиационного, на верхних этажах, еще ныне покойный Кривошеев там работал. Приезжаем туда…а там лифт уже не работает. Отключили почему-то. И мы с Михаилом Сергеевичем, бывшим президентом СССР поднимается по темной лестнице. Надо отдать ему должное – он удар держал. Просто знал, как действует власть. Больше, чем уверен, что, если бы ему дали команду из Москвы – он поступал бы также. Он слишком хорошо знал эту власть. Вот он так и делал.
Лаврентьев уверен, что народ оказался не готов к объявленным реформам.
— У Михаила Сергеевича не хватало последовательности. Надо было проводить более жесткую кадровую политику, торможение явно было. И когда пустые прилавки, талоны на носки и водку, какая там демократия? И все это вместе получается, что виноват был Горбачев. Но с другой стороны – Горбачёв закончил афганскую войну. Он вернул Сахарова. Началась конкуренция внутри партий – она разрушила партию (КПСС – ред.). Можно было и отменить как уставной принцип, но партии есть партии, а вдруг получаются выборы, где коммунист борется с коммунистом. Народное правосознание не может считать правым и виноватым и того и другого – они члены одной партии. А часто позиции противоположные. Вот с чего начались серьезные недостатки внутрипартийной политики. Надеялся, что само рассосется. Не рассосалось. Победили консерваторы. Сталинский аппарат не дал себя обидеть.
Политолог напомнил, что и Андропов планировал перестройку.
— Особенно после времени, когда полуживые люди руководили компартией и страной, вроде Брежнева и Черненко, после этого, кто альтернатива? Горбачев! Не очередного же старца избирать генеральным секретарём, а это — молодой, энергичный, идейный. Потом кто-то пожалел.
Горбачев понимал – что СССР висит на волоске.
— Нужно что-то делать. Есть же события в Вильнюсе, Тбилиси, Казахстане… страна бурлила. Особенно национальные республики, выращенные социализмом. Там сформировалась своя национальная элита и интеллигенция, ставившая вопрос ребром: «почему мы государство, и не можем?». Вильнюс и Тбилиси задавили… Но нужна какая-то альтернатива… и здесь Горбачёв предлагает заново переподписать союзный договор. И здесь активно подключились автономные республики, включая БАССР, которая активно участвовала в разработке союзного договора и готова была его подписать, но критерии были экономические, и критерии были понятны, потому что она (БАССР- ред.) была сильнее многих союзных республику по эконмическому потенциалу и фактическому состоянию экономики. По почему до подписания союзного, фактически согласованного договора, состоялся августовский путч?
По мнению политолога, оппоненты договора не хотели допустить расширения числа и прав союзных республик.
— А это только ускорило процесс разрушения СССР.
Горбачев будет похоронен на Новодевичьим кладбище рядом с супругой. Политолог заметил, что ему полагаются государственные почести при похоронах, но навряд ли они сравнятся с церемонией захоронения Бориса Ельцина.
— Скорее всего это будет на семейном уровне. Видим, что генсек ООН направил телеграмму соболезнования семье, а не Путину. Я вижу, что здесь появляются нюансы. Кто приедет на похороны? Весь мир был на похоронах Ельцина. А здесь? Как поступят, не знаю. Здесь нужно поступить умно и деликатно, и воздать почести заслуженному человеку.
За время СВО в Украине ранее скончались двое, кто имел отношение к развалу СССР: первый президент Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич. А теперь и Горбачев.
— Скорее всего, это естественный ход истории. Шушкевич и Кравчук не были сторонниками с Горбачевым. Горбачев не был сторонником того, что они сделали – подписали документ в Беловежской пуще. Это просто люди одного поколения и возраста, когда приходит время, и люди уходят…
Лаврентьев заметил, что не все достижения Горбачёва похоронены нынешней властью.
— Мы видим положение той же церкви. Да зайдите в любой книжный магазин – там литература самого разного содержания. Там не то, что иноагенты, а враги публикуют книжки. Это шло от Горбачева.
#сергейлаврентьев
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует