Член БашСПЧ Азамат Галин: как бы грубо ни звучало, с точки зрения закона дешевле убить, чем потом всех этих людей в трудной жизненной ситуации содержать за счет бюджета

Фрагмент программы «Аспекты Республики»

Член регионального совета по правам человека Азамат Галин направил Радию Хабирову открытое письмо, где просит предложить Госдуме рассмотреть закон о домашнем насилии, который тормозится в парламенте последние пять лет. Поводом послужило убийство белорецкой чиновницы Дины Махияновой руками ее экс-супруга. Выяснилось, что жертва много раз обращалась за защитой в полицию.

В среду администрация Белорецкого района, в которой работала погибшая, опубликовала видео момента убийства Дины Махияновой. Экс-супруг Алик Махиянов, спрятавшись, поджидал свою жертву возле дома её родителей. Когда Дина подошла к воротам, нанес ей больше десятка ударов ножом.

Азамат Галин в утреннем эфире канала «Аспекты» пояснил, почему написал напрямую Хабирову, а не депутатам.

— Хабиров — субъект законодательного права. Во-вторых, фракция депутатов в ГД от Башкирии работает в единой команде с Хабировым, и если будет дана политическая установка по активизации работы по проекту закона 2016 года, депутаты с легкостью сделают. Поэтому мое обращение было адресовано Хабирову, а не депутатам.

Галин заметил, что важно озвучить тему убийства Махияновой на федеральном уровне, чтобы привлечь внимание центрального аппарата СК.   

— Нужно внимательно посмотреть обращения, которые были от нее в полицию, и как велась работа по этим обращениями. Мое намерение было таким, чтобы правоохранительные органы несли ответственность в случае бездействия. Нужно посмотреть, нет ли там бездействия.

Также он призвал не допустить ухода от ответственности Алика Махиянова.

— Нужно посмотреть внимательно все моменты и не допустить с точки зрения формального права, чтобы он избежал ответственность и получил по низшему пределу какие-нибудь два года исправительных работ. 

По словам Галина, сегодня правоохранители не имеют достаточного инструментария, чтобы вмешиваться в семейном-бытовые конфликты.

— Если мужчина применил насилие к жене, она обращается в полицию, приезжает наряд, и если не убивает и нет тяжелых телесных повреждений, то в отношении человека не будет никаких действий. Дадут задание участковому провести профилактическую беседу. А у участковых большая нагрузка, им не хватает времени даже проверять держателей лицензии на оружие, а тут еще семейно-бытовые конфликты. В этом законопроекте четко прописано, кто должен заниматься профилактикой. Сотрудники правоохранительных органов должны обеспечить эвакуацию в безопасное место, если жертва хочет, увести и помочь собрать одежду. Порой она ходит по улице, когда ее выгнали, и собрать вещи не может. Жизненные ситуации в законе прописаны. Склоняюсь к мысли, почему у законопроекта много противников, ощущение, что нет ли здесь подспудного влияния самого государства… С точки зрения самого закона, как бы грубо ни звучало, с точки зрения закона дешевле убить, чем потом всех этих людей в трудной жизненной ситуации содержать за счет бюджета. Предположим, что сегодня приняли закон. Завтра в пятницу большинство мужчин предпочтет алкоголь, и представим ситуацию – завтра 40 тысяч женщин обратятся в соцслужбы за эвакуацией. Представляете, какая нагрузка? Наверное, будет коллапс. Но будем знать статистику по насилию, конкретно, каждого, кто применяет насилие в отношении супруги и детей. Там в проекте закона есть инструменты, позволяющие профилактировать, чтобы абьюзер не мог избежать ответственности, ссылаясь на статью 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта». С ним будут работать психологи и КДН, эта семья попадает под контроль. Давайте профилактировать мелкую бытовуху, чтобы не допустить убийства, давайте напряжемся, сделаем большое дело и спасем много людей.

Также Галин прокомментировал инициативу назвать закон о домашнем насилии именем Дины Махияновой.

— С учетом резонанса, когда будут в очередной раз отказывать в принятии закона, чтобы вспоминать про того, кто нанес 13 ножевых ударов и оставил без матери двух детей. МВД говорит, что он состоял на профилактическом учете как семейный дебошир. Но что такое система учета дебоширства – не знаю.

Также общественник заметил, что предлагаемый закон о домашнем насилии никого не лишает права на собственность.

— Ни у кого не возникает дополнительных прав, которые позволяли бы ограничить чье-то право. По данному закону лица в более слабом состоянии получают право изолироваться от того, кто применяет насилие – обратиться в полицию, попросить вывести в учреждение временного пребывания, а потом должны с семьей работать. Не говорится, что человека отправят на принудительное лечение и отберут имущество. Защита права собственности не ограничена. Ничего страшного в случае принятия не случится. Да, у бюджета будут расходы, но не думаю, что большие, но по моему мнению сократится количество убийств.

#азаматгалин

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует