Олег Арефьев: Пока это не станет чей-то реальной заботой, мы будем в одной жизни декларировать попытки решения проблем, а в реальности заниматься показухой

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»

Блогер-транспортник Олег Арефьев в эфире канала «Аспекты» пообещал провести исследование того, насколько Уфа приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Он привел в пример недавние показные выступления в «Башавтотрансе», где демонстрировали, как водители обращаются с откидным пандусом автобуса.

— Он предназначен, чтобы не с земли заехать в автобус, а чтобы с платформы: откидывается, чтобы провал между бордюром и автобусом не ощущался. Остановка — это комплекс, а не только павильон, это еще перрон. Как-то я увидел на остановке, как девушка с коляской старается зайти в автобус. Он подъехал с большим зазором к бордюру, да вышли люди, помогли, но не смогла самостоятельно заехать в автобус.

Он обратил внимание, что когда-то в Уфе прошла огромная кампания по доступной среде.

— Пытались сделать все места доступными для инвалидов, появились неуклюжие пандусы и кнопки вызова, которые в большинстве не работают или сломаны. Смотришь на это все и понимаешь, забота о маломобильных людях — она декларируется, красиво объявляется, но по факту ничего не делается. Простой пример – есть парковки в торговый центрах, сделаны на отвяжись. ТЦ пытаются следовать нормативу. 10 процентов от всех парковок должны предоставить инвалидам. Вся первая линия отдана. Столько не надо. Но те, какие есть, нужно следить, чтобы там не стояли другие. На этих местах стоят все, кому не лень, к инвалидам не имеют отношения. Да, сделали, 10 процентов отдали. Почему 10 процентов — никто не думал. Надо – получайте. Дальше встают те, кто не имеет отношения. Ну и встают, дальше не наша забота. Пока это не станет чей-то реальной заботой, мы будем в одной жизни декларировать попытки решения проблем, а в реальности заниматься показухой.

Он заметил, что из 9 тысяч инвалидов республики на улицах – единицы.

— Мы как-то в городе должны их замечать. Но их нет. Да, оперативно доступную среду не построить. Главное, чтобы концепция была не для галочки, чтобы в очередной раз отчитались и «освоили финансирование». Пока не имеем доступной инфраструктуры, нужно обеспечить возможностью движения. Это очень просто, если будем развивать социальное такси. Есть проект «Помощь рядом» от «Яндекса», задекларировано, что Уфа принимает в нем участие. Живет на пожертвования. Я не верю в проекты, которые строятся на пожертвованиях или грантах, потому что это временно, не стабильно и не дает гарантий, что будет работать постоянно. Должна по другим принципам финансироваться и организовываться такая работа. В Уфе есть социальное такси от общества глухонемых на грант главы республики. Грант — это прекрасно, но это не гарантия постоянного финансирования.

Он обратил внимание, что социальные такси для инвалидов лимитированы по количеству поездок и ограничены по местам выезда, которые сужены только до госорганов и медучреждений.

— А что, инвалид не имеет право приехать на набережную, в которую грохнули много миллиардов?

Арефьев заметил, что формально существует огромная инфраструктура поддержки колясочников и сеть социального такси.

— Очень большой вопрос, существует ли это все в жизни. «Башавтотранс» отчитался фотографией с девушкой в коляске, Набиева сделали советником мэра, и все прекрасно? Нет, не прекрасно.

#олегарефьев