Наталья Полянская: Мы убираем человеческий фактор: общение специалиста непосредственно с заявителем
Фрагмент программы «Аспекты Республики»
Министр земельных и имущественных отношений РБ Наталья Полянская в эфире канала «Аспекты» прокомментировала годовые итоги земельной реформы. Напомним, с 1 января 2021 года функции распоряжения неразграниченной землей перешли от муниципальных властей минземимуществу.
— Полученные за 2021 год результаты превзошли ожидания. Если за 2020 год в электронном виде было подано 86 заявлений, то за 2021 год — 33 200 заявлений. Это важный показатель, люди голосуют своими заявлениями, значит им это удобно. За 2022 год по состоянию на 1 июня мы уже перешли 32 тысячи заявлений. Планируем, что к концу года будет более 100 тысяч, — сказала глава ведомства.
По ее словам, перевести полностью прием заявлений в электронный вид пока невозможно, так как у пожилых жителей отдаленных районов не всегда есть возможность воспользоваться компьютером.
— Если, например, берем Стерлитамакский район – у них 99 процентов в электронном виде, если возьмем Хайбуллинский район – там никогда не получим 99 процентов в электронном виде. Это связано с возможностью доступа к интернету.
Министр заметила, что теперь исключена возможность манипуляции очередностью заявлений.
— Что делает электронная система подачи заявлений? У вас есть номер, который присваивается, он фиксируется у каждого исполнителя, и невозможно его убрать в сторону, отложить или перестать рассматривать. У нас принцип двух ключей. Когда вы подаёте заявление в районе, у нас дает заключение комитет того или иного района и дает заключение центральный аппарат. Человек в центральном аппарате не знает, кто подает заявление. У него есть только пакет документов, который может соответствовать или не соответствовать. Все. Он видит только документы. Мы убираем человеческий фактор: общение специалиста непосредственно с заявителем. Специалист смотрит только документы. Он обязан либо выдать мотивированный отказ, либо подписать договор. И еще одна решенная проблема – принцип экстерриториальности. Если, например, живете в Стерлитамакском районе, вам не нужно ехать в Аскино, чтобы подать заявление. Вы спокойно подаете заявление из дома.
Она добавила, что все деньги от операций с землей по-прежнему поступают в местные бюджеты.
— Они не поступают в республиканский бюджет. Это доходная часть местных бюджетов. В 19 раз мы увеличили введение в оборот неразграниченных земель и заключение договоров. Суммы, которые получают муниципалитеты, увеличились. Мы общаемся с главами, и контакт с ними налажен, мы не конкуренты, а партнеры.
Полянская добавила, что земельные комитеты на местах остались. В них также можно прийти на очный прием.
— Надеюсь, по итогам 2022 года количество жалоб сократится, потому что система в электронном виде отработалась. У нас было порядка 20 процентов «просрочки», сегодня – 0,1 процента.
Земли, которые распределяются минземимуществом – определяются генпланом района.
— Другой вопрос, используют землю или нет – задача 22-го года. У нас идет кадастровая оценка всех земельных участков в республике. Мы выявляем участки, которые не используются или используются не по назначению. Но по количеству земель – вопрос к муниципалитету, как они свои генпланы утверждают, — резюмировала Полянская.