Экономист Всеволод Спивак: Я бы не хотел жить в иранской деревне. Мы также не хотим жить как в Северной Корее
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
В конце апреля Радий Хабиров встретился с вице-президентом Ирана Саттари и заявил, что Иран более 40 лет живет в условиях жесточайших санкций, но «они не унывают, не склонили головы, и что интересно, активно развивают технологии и науку». Глава региона сообщил, что «презентованы новые возможности по совместной работе и эти возможности можно реализовать в различных направлениях».
— В Иране достаточно низкий уровень жизни, особенно если выйти из городов. Это аграрное государство с низким уровнем жизни в деревнях. Я бы не хотел жить в иранской деревне. Мы также не хотим жить как в Северной Корее. Санкции неизбежно приводят к снижению темпов экономического роста. Выдержим? Конечно выдержим. Не умрем. Но мы не будем жить так, как сейчас, — сказал в эфире канала «Аспекты» экономист Всеволод Спивак.
По мнению экономиста, если развитие экономики пойдет не по самому печальному сценарию, а будет относительно управляемое падение уровня жизни, те кто верят, что все хорошо, и те кто верят, что не все хорошо, между собой не договорятся.
— Потому что деградация потребления будет происходить поэтапно. Телефон будете менять не раз в год, а раз в три года, и ничего страшного не произойдет. Вы будете покупать спреды, а не масло, вы в этом найдете плюсы. Вы замените говядину свининой или курицей, а может на дешевые виды рыбы. И может, это даже будет полезно. Хороший пример импортозамещения с бумагой. Сейчас желтая бумага стоит 400 рублей, а раньше хорошая белая стоила 260 рублей. Вот это так и будет. Будете покупать хуже качеством и в полтора раза дороже.
Он ответил сторонником тезиса, что «в СССР все делами сами».
— Население Союза было 280 млн человек. Это в два раза больше, чем сейчас живет в России. К Советскому Союзу прикреплялись страны Совета экономической взаимопомощи – СЭВ. Это был нормальное международное партнёрство. Даже имея такую мощь, мы не смогли оставаться на острие научно-технического прогресса. Были прорывные направления, например, космонавтика и вооружения. Но когда говорим о жизни людей — мы отставали. С тех пор технологии ушли вперед, логистические цепочки удлинились, а у нас население уменьшилось, и доля в мире уменьшилась, мы не сможем создавать импортозамещение в полной мере. Это не вызывает сомнения.
Другой популярный у патриотов тезис – «Китай нам поможет».
— Если вы посмотрите на рынок телекоммуникаций, то увидите, что из Китая за апрель на 90 процентов упала поставка телекоммуникационного оборудования. Что это такое? Это базовые станции: 4g, 5g. Мы же сами даже 3g сделать не сможем. Вы можете завезти аппаратуру. Но как только вы ее включаете в сеть, тут же становится понятно, что ее поставили и включили. Производитель сразу обозначит партнера как поставщика в Россию. А таких компаний немного – «Сименс», «Эриксон», «Нокиа», но ни одна из них не хочет попасть под вторичные санкции и потерять 98 процентов всего остального рынка.
Между тем, курс доллара на минувшей неделе опустился ниже 60 рублей.
— Многие говорят, что курс доллара нарисован, я здесь не согласен. Реальный курс — это биржевой или по паритету покупательной способности? Или индекс бигмака? Или то, на что ты можешь поменять рубли на доллары, а доллары на рубли у гостиницы «Россия»? Курс доллара чем определяется? Рекордным сальдо торгового баланса. Мы продаем газ и нефть по рекордным ценам, но уже не в рекордных объемах. Судя по по данным за апрель, продажи нефти падают. И даже может, что сильно. В любом случае, сейчас профицит огромный. А спроса нет. Даже если хотим купить что-то импортное, не понимаем логистику. Думаю, укрепление рубля – временная история. Импорт так или иначе вырастет при этом курсе. И думаю, скоро доходы от продажи углеводородов снизятся из-за затрат на преодоление санкций. Мы будем продавать нефть какими бы ни были жёсткими санкции. Даже Иран не смогли исключить из системы продажи нефти. И Северная Корея смогла удовлетворить свои потребности в нефти за счет того, что где-то как-то перегружали с судов, перекрашивали суда, выключали транспондеры. А Россия с ее границами справится с тем, чтобы куда-то отправить нефть, вопрос в том, сколько придется платить тем людям, которые будут осуществлять эти операции. Мы будем платить большую комиссию. Пока цена на нефть высокая, нас это устраивает.
Между тем, отказались уходить из России крупные немецкие и австрийские бенды, например, HeidelbergCement, Kronospan, Lasselsberger, присутствующие в Башкирии. Спивак заметил, что они в такой же ситуации, как и Группа компаний «Ассоциация семьи Мюлье» — собственник торговых сетей «Декатлон», «Леруа Мерлен» и «Ашан».
— Когда у тебя значительная доля продаж в России, ты не можешь себе позволить забыть о ней. Потерять 2-3 процента доли продаж как у «Колы», конечно, легко, но, когда значительная часть твоих активов, оборота и прибыли в России, конечно, ты не уйдешь. «Белебеевские сыры» — французы, спокойно работают.
#всеволодспивак
—
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует