Юрист Виталий Буркин: в России пока отсутствует практика отмены приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
18 мая президиум Верховного суда России планирует рассмотреть жалобу 82-летнего Фатхуллы Исхакова, осужденного в 1959 году за покушение на убийство двух односельчанок. Будет рассматриваться вопрос об отмене приговора ввиду новых обстоятельств. Об этом в эфире «Аспектов» сообщил юрист Виталий Буркин.
— 13 лет наказания отбыл Фатхулла в колонии. И как теперь уже давно известно, произошли серьезные фальсификации в деле. Не был Исхаков в том доме, там случилось недоразумение. И вот Исхаков 63 года ведет борьбу. В конце 80-х годов начинается основная борьба, когда началась некая оттепель, он добился возбуждения дела по вновь открывшимся обстоятельствам, так как свидетели начали признаваться, что оговорили его. В 90-х годах была проведена повторная судмедэкспертиза, установившая что ранений у девушек, описанных в первичном заключении, не было, тяжесть была существенно завышена, и были порезы, характерные для лезвия, потом был установлен настоящий преступник. Все годы производство то длилось, то прекращалось.
С 2016 года Буркин ведет дело Фатхуллы Исхакова.
— Мы попали в замкнутый округ, основанный на бюрократизме, бесчеловечности судебно-следственно-прокурорской системы, нежелании отменять приговор даже тех лет, за который сейчас никто не отвечать не должен. Новыми обстоятельствами считает и с нами согласился председатель Верховного суда России Лебедев, и именно он внес представление в президиум о необходимости рассмотреть вопрос об отмене приговора. Конституционный суд в декабре признал неправоту судов и прокуратуры Башкирии, загнавших в замкнутый круг Фатхуллу, не давая ему реабилитироваться.
Юрист заметил, что в России пока отсутствует практика отмены приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом он посетовал на инфантилизм адвокатов.
— Для того, чтобы что-то заработало, нужно стремится это делать, у нас никто не стремится, единицы, кто пытается что-то сделать. Конституционный суд сказал, что правоприменительная практика была неправильная: вы все «накосячили». Злоупотребление прокуроров и судей на грани криминала. Грусть и печаль в том, что человек пришел к этому в конце жизни. Уверен, что никаких внутренних разборов в отношении прокуроров и судей, действовавших незаконно, не будет. Если только Фатхулла Исхаков не будет добиваться наказания этих людей. Но сомневаюсь, что он захочет этим заниматься: когда-то надо пожить без тяжб.
По мнению Буркина, вся порочность судебно-следственной системы держится на безнаказанности судей, прокуроров и следователей.
— Даже если один добился чего-то, это не становится основанием для внутренних расследований.
При этом Буркин не знает, что будет, если президиум КС откажет его подзащитному на заседании 18 мая.
— Не думал, как действовать дальше. Не знаю, что будем делать. Уверен, что приговор будет отменен. Есть вероятность, что будет не отменен, если одно из промежуточных решений отменят и направят отменять приговор сюда, в Башкортостан. Там есть такой вариант, но я его не допускаю, потому что президиум как высшая судебная инстанция… Другое дело, прекратят ли они само дело или направят на новое рассмотрение в Стерлибашевский межрайонный суд. Если следовать букве закона, после отмены приговора президиум не может выносить оправдательных реабилитирующих решений, должен направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Само заседание пройдет в Верховном суде РБ в 11 часов 18 мая по видеосвязи с Москвой. Фатхулла Исхаков примет в нем участие по видеосвязи. Заседание открыто для публики.